galik_123 (galik_123) wrote in russkaya_usadba,
galik_123
galik_123
russkaya_usadba

Городская усадьба на Кудринской

Оригинал взят у galik_123 в Городская усадьба на Кудринской


В мае этого года исполняется 175 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского, и к этому событию готовятся во всем мире. В Москве единственный сохранившийся особняк, в котором жил П.И. Чайковский, - это Культурный центр П.И. Чайковского. Он находится в бывшей городской усадьбе XIX века на Кудринской площади.

1. Городская усадьба, построенная после пожара 1812 года между Большой Никитской и Поварской улицами, в начале XIX века принадлежала Алексею Кондратьевичу Коптеву. Главный дом усадьбы выходил на Большую Никитскую. До конца XX века усадебный комплекс со стороны Кудринской площади имел почти такой же вид, как на фото 1914 года.


Фото 1914 года (из музея П.И. Чайковского). Вид со стороны Кудринской площади

2. О владельце усадьбы известно, что он был героем Турецкой войны и вышел в отставку в 1779 году в чине секунд-майора. В Москве он жил со своей второй женой А.В. Коптевой, которой и оставил усадьбу. В 1824 году она сдавала дом №57 по Большой Никитской семейству Тургеневых, и этот дом стал первым московским адресом писателя И.С. Тургенева. А зимой 1843-44 годов в этом доме со своей семьей жил другой российский писатель - С.Т. Аксаков.




3. Главный дом усадьбы по Большой Никитской перестраивался в 1900 году архитектором А.В. Флодиным. В проектировании этого дома, принимал участие и Пётр Самойлович Бойцов - русский художник, дизайнер, архитектор-эклектик, который специализировался на усадебном строительстве. В особенности Бойцову удавались стилизации по мотивам английской и французской неоготики XIX века. П.С. Бойцову принадлежит проект знаменитой дачи "Мейендорф" в Барвихе, хозяевами которой были следующие владельцы усадьбы на Кудринской. Замок Мейендорф, построенный в 1880-х , сохранился и сейчас, и является резиденцией Президента РФ.




4. Вот так сейчас выглядит городская усадьба XIX века. Главный дом усадьбы перестраивался в 1817, 1862, 1900 годах... И совсем недавно.




5. Двухэтажный, симметричный дом с рустованными стенами венчает кокошник с вензелем.




6. Кокошник с вензелем появился в 1994 году, когда в доме был последний ремонт.




7.




8.




9. Окна особняка, выходящие на Большую Никитскую.




10. Окна, выходящие на Кудринскую площадь.




11. Вход в особняк с Большой Никитской.




12. В середине XIX века участок между Поварской и Большой Никитской перешел во владение А.Б. Козакова. Александр Борисович Козаков - генерал-майор, сенатор, помещик Бобровского уезда. В 1867 году он вышел в отставку в чине генерал-майора. После смерти Козакова усадьбой на Кудринской площади, а также имением в Барвихе владела его дочь Надежда Александровна. Первый муж Козаковой, Евгений Александрович Веригин (1850-1891) - полковник, начальник штаба 2-й гренадерской дивизии, владелец кирпичных заводов, являлся также предводителем Звенигородского дворянства. Овдовев, Н.А. Веригина вышла замуж за барона М.Ф. Мейендорфа - представителя старинного остзейского рода. Н.А. Веригина-Мейендорф на протяжении многих лет занималась благотворительностью. Была попечительницей Козаковского дома бесплатных квартир для женщин, который находился в доме Братолюбивого общества на Нижне-Пресненской улице (сейчас улица Рочдельская). В 1913 году она стала попечителем Дома призрения московского дворянства, который располагался по адресу Поварская улица, дом 13 (сейчас здание Верховного суда РФ). До 1914 года супруги жили в Москве, а также на даче, в замке "Мейендорф". В 1914 году супруги Мейендорф уехали за границу на лечение. Первая мировая война и последовавшая за ней революция помешали им вернуться в Россию. Надежда Александровна умерла в Ницце в 1939 году, муж пережил ее на три года.




13. Современное строение на Кудринской площади, 46/54 не отражает исторический облик зданий, находившихся здесь до реконструкции конца прошлого - начала нынешнего века. Раньше чётная сторона Поварской улицы завершалась небольшим двухэтажным домом с тремя окнами по фасаду, выходившему на Кудринскую площадь. Дом имел скруглённый угол с дверью в торговую лавку.


Современный вид усадьбы со стороны Поварской улицы. Флигель

14. Знаменитым арендатором квартиры в этой усадьбе был Петр Ильич Чайковский. Он прожил здесь с сентября 1872 по ноябрь 1873 года. Петр Ильич снимал квартиру в три комнаты на втором этаже. Эта усадьба - единственный сохранившийся, хоть и перестроенный, дом в Москве, в котором проживал великий композитор. Здесь он работал над Второй симфонией, а также над "Снегурочкой"  по сказке А.Н. Островского. Окна квартиры композитора выходили на Кудринскую площадь.
В 1990-е - 2000-е годы на основании распоряжения Ю.М. Лужкова оба здания были реконструированы и объединены в единый комплекс для размещения Культурного центра П.И. Чайковского. При этом часть построек архитектурного ансамбля была снесена, оставшиеся надстроены, изменён до неузнаваемости фасад, выходящий на Кудринскую площадь. На месте ворот появился портик с колоннами.




15. 18 мая 2007 года в реконструированном здании был открыт музей "П. И. Чайковский и Москва" (филиал музея имени Глинки). Музей не является мемориальным, а отражает музыкальную, культурную и художественную атмосферу Москвы эпохи Чайковского.
На первом этаже здания со стороны Кудринской площади работает кафе "Кофемания".




16. На фасаде установлена мемориальная доска.




17. В вестибюле музея установлен бюст задумчивого П.И. Чайковского.




18. В экспозиции музея два раздела. Первый раздел отражает личность П.И. Чайковского, его характер, повседневную жизнь, общение с родными. Второй раздел посвящён музыкальным, художественным, общественным контактам Петра Ильича с внешним миром.





19. Карта показывает, как имя русского композитора П.И. Чайковского помнят и чтят во всём мире. Его произведения относятся к числу наиболее часто исполняемой музыки.




20. Музей интересен для посещения с детьми.




21.




22. Современное мультимедийное оборудование позволяет перелистать звучащие страницы нотных автографов, страницы писем к различным адресатам, ознакомиться с избранными музыкальными посвящениями композитора, увидеть круг поэтических соавторов П.И. Чайковского, узнать информацию о важнейших местах, связанных с его жизнью и творчеством.




23. Необычно оформление экспозиционного пространства, на стенах мемориальных комнат - строки из известных произведений композитора. Интересно звуковое оформление выставки. Представлено музыкальное наследие - редкие видео- и аудиозаписи, в том числе запись голоса самого П.И. Чайковского.




24. Многие из представленных на выставке экспонатов были доступны лишь специалистам. Впервые предоставляется возможность проследить творческий процесс композитора на примере Симфонии № 6 - последнего сочинения, которое было исполнено при жизни П.И. Чайковского.




25. Основу экспозиции составили подлинные материалы: исторические документы, личные вещи композитора, фотографии П.И. Чайковского, его коллег, друзей и членов семьи, письма. Можно увидеть рукописное наследие композитора: более пятидесяти автографов ("Евгений Онегин", "Пиковая дама" и др.), партитуры, литературные рукописи.




26. На третьем этаже расположен концертный зал, где часто проходят различные концерты и абонементные вечера. Там же представлена сейчас выставка живописных и графических работ Елены Гаршиной "Я люблю балет". Выставка включает в себя графические и монументально-декоративные полотна к балетам П.И. Чайковского "Лебединое озеро", "Щелкунчик" и "Спящая красавица", а также этюдные зарисовки, сделанные в театрах. Выставка продлится до 1 февраля.




27. Автор произведений - московская художница призёр Международных конкурсов, член Союза художников России Елена Гаршина.




28.




29.




30. Дополняют экспозицию балетные костюмы (пачки и балетные тапочки) к балету "Спящая красавица" постановки Ю. Григоровича1963 года из личного архива балерины Большого театра Е.Л. Рябинкиной.




31.




32.




33. Концертный зал устроен в мансардном этаже.




34. Здесь проводятся различные просветительские и концертные циклы, праздничные программы, абонементные концерты.




35. А так выглядела Большая Никитская со стороны Кудринской площади в начале прошлого века.




36. В настоящее время угол между Большой Никитской и Садовым кольцом - это очень бойкий уголок.


Главный дом городской усадьбы А.К. Коптевых - Н.А.Мейендорф, XIX век. Вид в сторону Кудринской площади

37. Вечером на Большой Никитской перед Кудринской площадью.




В ближайшее время - ещё один московский адрес, читайте и смотрите

Tags: Москва, усадьбы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments