marina_klimkova (marina_klimkova) wrote in russkaya_usadba,
marina_klimkova
marina_klimkova
russkaya_usadba

Categories:

Благовещенская церковь усадьбы Воронцова-Дашкова Новотомниково (часть 2: изразцовый иконостас)

Оригинал взят у marina_klimkova в Благовещенская церковь усадьбы Воронцова-Дашкова Новотомниково (часть 2: изразцовый иконостас)
Начало статьи (история строительства храма в усадьбе Воронцовых-Дашковых Новотомниково Тамбовской губернии) см. здесь.

Интерьер Благовещенского храма очень наряден, в чем большая роль принадлежит изразцовому иконостасу.

Фрагмент главного изразцового иконостаса Благовещенской церкви усадьбы Новотомниково
Фрагмент главного изразцового иконостаса Благовещенской церкви усадьбы Новотомниково. Тамбовская область. Фото 2009 г.


С древних времен культовые и светские здания на Руси, по примеру византийских, декорировались керамическими плитками, от которых впоследствии произошли изразцы [18]. Расцвет этого вида искусства пришелся на XVII век, когда керамические мастерские процветали по всей стране. В середине столетия красные (терракотовые) изразцы стали заменяться глазурованными муравлеными [19] и многоцветными эмальированными. Именно в то время появился удивительный памятник архитектуры – ансамбль Ново-Иерусалимского монастыря (1656–1685), где керамика обрела место не только на фасаде, но и в интерьере Воскресенского собора – в виде многоярусных изразцовых иконостасов и декоративных фризов [20].

После этого долгое время никто в России не делал подобных иконостасов. Положение изменилось после Отечественной войны 1812 года, когда началось небывалое по размаху строительство, сопровождавшееся изучением отечественной истории и искусства.

Попытка изготовления керамического иконостаса после почти двухвекового перерыва была предпринята в селе Волокитино Черниговской губернии, где в 1830–1861 годах около природных залежей фарфоровых глин действовал завод А.М. Миклашевского. Предполагается, что именно в Волокитино сделали первый иконостас из фарфора [21]. Однако фарфор по своим свойствам оказался непригоден для декорирования архитектуры, возрождением же традиционного поливного изразца тогда никто не занимался. Об этом, в частности, сожалел архимандрит Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря Леонид (Кавелин) – писатель и ученый, будущий наместник Троице-Сергиевой лавры. В 1876 году он издал исследование об архитектурной керамике «Ценинное дело в Воскресенском, Новый Иерусалим именуемом монастыре» [22], в котором писал: «Не нашлось охотников возобновить приложение ценинного дела к внутреннему украшению церквей».


Центральная часть Благовещенского храма с изразцовым иконостасом. Фото 2009 г
Центральная часть Благовещенского храма с изразцовым иконостасом.
Новотомниково, Тамбовская область. Фото 2009 г.

К 1881 году, очевидно, относится первый опыт изготовления иконостаса из фаянса [23]. Тогда в Петербурге на фабрике М.С. Корнилова выполнили два одноярусных иконостаса для церкви Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня [24].

Возобновил же производство изразцовых иконостасов Н.В. Султанов, который изучал историю изразца и публиковал архивные материалы по этой теме [25]. Результаты своих изысканий Николай Владимирович использовал при проектировании новотомниковского иконостаса, изготовленного в 1889 году на кирпичном заводе М.В. Харламова в Петербурге.

Выбор завода не был случаен. Его владелец, Михаил Васильевич Харламов, являлся выпускником Академии художеств, учеником Н.С. Пименова, получившим золотую медаль за академическую скульптурную работу «Сеятель» (1862; ГРМ). Одно время Харламов, открывший завод, сотрудничал с Л.П. Бонафеде, приехавшим в Петербург из Рима и работавшим по контракту на оформлении Исаакиевского собора. Бонафеде писал: «Несколько лет тому назад по предложению князя Г.Г. Гагарина я с… братом моим сделал несколько опытов эмальирования глины. <...> Два года тому назад Его Высочество Великий князь Владимир Александрович, увидев мои последние опыты, изволил передать через князя Гагарина желание возобновить это искусство в России; …вслед за тем мне было отведено помещение на Императорском стеклянном заводе, где я устроил маленькую мастерскую, которая в настоящее время уже в состоянии эмальировать и обжечь до 200 штук 4-х вершковых живописных изразцов в день. При исполнении этих работ мне весьма много содействует скульптор М.В. Харламов, который на своем… заводе… помогает успешному выполнению работ» [26].
Северная часть иконостаса Благовещенской церкви. Новотомниково, Тамбовская область. Фото 2009 г.
Северная часть иконостаса Благовещенской церкви.
Новотомниково, Тамбовская область. Фото 2009 г.

Высокое художественное качество иконостаса новотомниковской церкви является также заслугой и М.В. Харламова, которому, наравне с Султановым, принадлежит его авторство. Перед отправкой в Тамбовскую губернию иконостас демонстрировался в столице как уникальное произведение искусства, о чем объявлялось: «Председатель С.-Петербургского общества архитекторов имеет честь уведомить г. г. членов, что в понедельник 27 ноября в 1 ч. дня состоится осмотр на заводе члена-соревнователя общества М.В. Харламова (Лиговка, колония Сан-Галли) изразцового иконостаса, изготовленного для имения г. министра Императорского Двора (в Тамбовской губернии) по рисункам действительного члена общества Н.В. Султанова» [27].

Иконостас Благовещенского храма выполнен в форме перспективного изразцового портала, характерного для ярославских и ростовских церквей XVII века. Он отличается пропорциональностью, скульптурной пластичностью, многообразием и гармонией использованных цветов [28]. При всех художественных достоинствах, он имеет и характерные для своего времени недостатки. Так, обращаясь при его проектировании к московскому церковному зодчеству XVII века, Султанов не уделил должного внимания иконостасной традиции: для иконных образов он оставил мало места, поэтому архитектурные формы стали главенствовать над иконописными. На подобные изъяны храмовых интерьеров конца XIX века в 1891 году указывал Н.А. Сперовский – будущий архиепископ Старорусский Димитрий. В кандидатской диссертации «Старинные русские иконостасы» он писал: «Главный недостаток нынешних иконостасов составляет бедность их иконографического содержания, доводимая иногда до крайности» [29].
Центральная часть Благовещенского храма с изразцовым иконостасом
Центральная часть Благовещенского храма с изразцовым иконостасом.
Новотомниково, Тамбовская область. Фото 2009 г.

Практический опыт Новотомникова Н.В. Султанов использовал при постройке Владимирской церкви в Мариенбаде (1902; ныне Марианские Лазне, Чехия) [30], в которой тоже появился иконостас в традиции XVII века, и петергофского Петропавловского собора (1905), где установил шестиярусное сооружение, выполненное по типу высокого русского иконостаса.

Однако, несмотря на то, что на рубеже XIX–XX веков в России возрос интерес к изразцу и глазурованному кирпичу, изготовление иконостасов по традиционной изразцовой технологии не получило развития. В указанный период в храмах стали возводить фаянсовые иконостасы. Их массовое производство и сбыт наладило товарищество М.С. Кузнецова [31]. В одной из статей того времени о преимуществе керамики говорилось: «Иконостасы, киоты и подсвечники фаянсовые отличаются прочностью, красотой и изяществом, и так как они, будучи глазурованными, раскрашенными и позолоченными, обжигаются при очень высокой температуре (1200˚), поэтому прочность красок и золота допускает держать их всегда в безусловной чистоте. <…> Фаянсово-эмалевые иконостасы являются конкурентными как деревянных иконостасов, так и мраморных. Деревянные иконостасы рассыхаются, вследствие чего резьба отваливается, а золото скоро тускнеет, а посему и требует скорого и дорогого ремонта, …а мраморные тяжелы, и гладкие некрасивы, а рисуночные рельефные слишком дороги» [32].
Петропавловский храма в Петергофе. Проект 1893 г.; фото начала XX в.
Петропавловский храма в Петергофе. Проект 1893 г.; фото начала XX в.

Строительство Благовещенского храма в Новотомниково завершилось в 1889 году; в 1890-м состоялось освящение. Историк А.Е. Андриевский писал: «Церковь каменная, построена на средства гр. Воронцова-Дашкова в 1890 году, престолов два: главный – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и придельный – Михаила Архистратига. Храмовые праздники: вместо Благовещения 25 марта празднуется 8 июля и придельный – 8 ноября» [33]. Таким образом, храмовым праздником является Знамение от иконы Благовещения Божией Матери в граде Устюге [34] (в год освящения храма отмечалось 600-летие этого события).

Н.В. Султанов разработал еще один проект для новотомниковской усадьбы – часовни преподобного Романа Сладкопевца (1894), возведенной в память погибшего гардемарина Романа Илларионовича Воронцова-Дашкова.

С 1892 года, о чем уже говорилось, архитектор работал над проектом Петропавловского собора в Петергофе, которому суждено было стать памятником эпохи Александра III. «Автор проекта осознавал, что храм в ансамбле петергофских дворцов и парков контрастировал с их стилистикой, но отдавал предпочтение выбранному «русскому стилю». «Я думаю, – писал он, – что… специфический дух Петергофа… вызовет сильные порицания моей церкви, но мне это все равно: во-первых, я стою уже у конца моего жизненного пути, и Петергофская церковь будет… моей «лебединой песнью» в архитектуре, а во-вторых, я убежден, что я прав. Я думаю, что такой великий народ, как народ русский, должен иметь «смелость своих мнений». Так пусть же моя церковь громко говорит всем этим англичанам и американцам, которые приезжают в Петергоф восторгаться пошлыми подделками под западные образцы, что Россия народила «своего» в великой и светлой области художества!» [35].
Керамический иконостас Никольской церкви Беловежской Пущи (1897). Фото 1943 г
Керамический иконостас Никольской церкви Беловежской Пущи (1897).
Фото 1943 г.


После революции новотомниковскую церковь как памятник архитектуры взял на учет Тамбовский отдел народного образования, благодаря чему она уцелела. В 1924 году заведующий Губмузеем В.Ф. Силин писал: «В усадьбе … при селе Новотомниково, кроме главного дома, храма, построенного архит. Султановым во владимирско-суздальском стиле с мозаичным иконостасом и иконами (памятник искусства) и при нем часовня с мозаичными иконами (его же), также парк (22 ½ дес.), культивированный известным Альфредом Регелем (памятник природы)» [36]. Интересно, что иконостас в документе назван мозаичным, как и иконы в часовне.

Со времени освящения Благовещенской церкви минуло ровно 120 лет. Под воздействием исторических обстоятельств и времени пришел в упадок господский дом и хозяйственные постройки, зарос парк, обветшали конюшни знаменитого когда-то конезавода, и лишь храм с его иконостасом свидетельствует о былом великолепии графской усадьбы.

Детали изразцового иконостаса Благовещенской церкви.
Детали изразцового иконостаса Благовещенской церкви. Новотомниково, Тамбовская область. Фото 2009 г.

18 Изразцы (от слова «изразить», т. е. украсить) – плитки из обожженной глины с выступами на тыльной стороне для крепления в стене. В искусстве Древней Руси этим термином называли любую архитектурную керамику (температура обжига 950–980º). Слово «керамика» происходит от греческого «keramos» – «глина». Керамикой называют изделия из обожженной глины или ее смеси с минеральными добавками, окислами и другими неорганическими соединениями. Основными технологическими видами керамики считаются терракота, майолика, фаянс, фарфор. (Об изразцовом декоре в старорусской архитектуре см. обстоятельную статью: Баранова С.И. «Золотой век» московского изразца» // Московский журнал. 2010. № 7. – Прим. ред.).
19 Муравой в XVII в. называли прозрачную свинцовую глазурь, а изразцы, покрытые ею, – муравлеными. Слово «муравленый» применялось и для определения изделий с глазурью зеленого цвета – цвета травы-муравы.
20 Наружное изразцовое убранство утрачено в середине XVIII в., когда здание перестраивалось по проекту В. Растрелли. Сохранились лишь фрагменты – наличники, пояса и пр.
21 Баранова С.И. Москва изразцовая. М., 2006. С. 332. Фарфор – вид керамики, отличающейся тонким помолом компонентов, высокой температурой обжига (до 1400º), белизной, тонкостью и хрупкостью. Поскольку он обжигается при очень высокой температуре, форма изделия деформируется, не сохраняя конструктивную совместимость деталей. В связи с этим, а также с дороговизной производства, из фарфора нельзя наладить поточную отливку массивных предметов.
22 Кавелин Л., архимандрит. Ценинное дело в Воскресенском, Новый Иерусалим именуемом монастыре // Вестник общества любителей древнерусского искусства. 1876. № 11–12. В конце XIX в., при производстве изразцов применялись разноцветные «поливы», в состав которых входило олово (по-немецки – «zinn»), поэтому такие изделия назывались ценинными.
23 Фаянс – вид керамики, покрытой прозрачной глазурью. От фарфора он отличается большим содержанием глины (до 85%) и более низкой температурой обжига (до 1200º).
24 Эта церковь, называемая Спасо-Бочаринской (XVIII в.), разобрана после 1932 г.
25 См.: Султанов Н.В. Изразцы в древнерусском искусстве // Прохоров А. Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной. Т. IV. СПб., 1885; Он же. Древнерусские красные изразцы // Археологические известия и заметки. 1894. № 12.
26 Зодчий. 1874. № 5. С. 57. Технология и материалы, используемые Бонафеде и Харламовым, применялись в керамической мастерской Абрамцева.
27 Нащокина М.В., Савельев Ю.Р. и др. Указ. соч. С. 93.
28 «Близнец» новотомниковского иконостаса был установлен в Никольском храме Беловежской Пущи (1897); частично сохранился до сих пор. М. В. Харламов сделал иконостас и изразцы для Петропавловского собора в Петергофе (1905), а также изразцы и черепицу для храма Воскресения Христова (Спаса-на-Крови; 1883–1907) в Петербурге.
29 Сперовский Д., архиепископ. Старинные русские иконостасы // Высокий русский иконостас. М., 2004. С. 127.
30 Там был установлен кузнецовский фаянсовый иконостас, вероятно, изготовленный по чертежам Н.В. Султанова.
31 Первые фаянсовые иконостасы завод М.С. Кузнецова выполнил в 1895 г. для петербургской Покровской церкви и Новоафонского монастыря в Абхазии. В 1896 г. были изготовлены иконостасы для Пантелеимоновского храма в Ессентуках, в 1898 г. – для Богоявленской церкви на о. Гутуевском в Петербурге.
32 Цит. по: Савина Л. Фарфоровый иконостас // Памятники Отечества. Подмосковье. М., 1994. № 31. С. 155. В статье фаянсовые иконостасы ошибочно названы фарфоровыми.
33 Андриевский А.Е. Указ. соч. С. 666–667.
34 Перед иконой Божией Матери «Благовещение» Устюжской 25 июня 1290 г. молился Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый, о спасении града Устюга. В 1567 г. при митрополите Филиппе (Колычеве) образ был перенесен в Успенский собор Московского Кремля.
35 Савельев Ю.Р. Указ. соч. С. 93.
36 ГАТО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 813. Л. 68.


Статья опубликована: Климкова М.А. Изразцовые иконостасы архитектора Султанова // Московский журнал, 2010. № 8.



Tags: усадьбы
Subscribe
Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments