marina_klimkova (marina_klimkova) wrote in russkaya_usadba,
marina_klimkova
marina_klimkova
russkaya_usadba

«Любя дышать свободно…»

marina_klimkova: «Любя дышать свободно…»
А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них? Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище…
Да за смиренное кладбище,
Где нынче крест и тень ветвей
Над бедной нянею моей...

Д.А. Белюкин. Евгений Онегин
Здесь и далее: Д.А. Белюкин. Иллюстрации к роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Исследователи  отмечали, что А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» вложил в уста своей героини Татьяны Лариной определение главных ценностей дворянской усадьбы, отобранных и осознанных русской культурой: дом, книги, сад, погост. В образной форме они характеризовали полноту усадебной жизни с особым устройством дома и состоянием души, со стремлением человека к природе, уединению, творчеству. Этот уклад противопоставляется суете, моде и блестящей фальшивости высшего света, который воспринимается как «маскарад» и «чад».


Д.А. Белюкин. Евгений Онегин

Идея бегства от «света» под «тихий кров» усадьбы высказывалась разными поэтами. Г.Р. Державин, государственный чиновник и поэт, восклицал в стихотворении «Евгению. Жизнь Званская» – своего рода «оде вольности» и «гимне усадебного счастья»:
                                           
Возможно ли сравнять что с вольностью златой,
С уединением и тишиной на Званке? –

То же настроение звучит в стихотворении Н.М. Карамзина «Мысли об истинной свободе»:
А мы, любя дышать свободно,
Себе построим тихий кров
За мрачной сению лесов,
Куда бы злые и невежи
Вовек дороги не нашли,
И где б, без страха и надежды,
Мы в мире жить с собой могли.

Д.А. Белюкин. Евгений Онегин

Мечта о свободе, которую не в состоянии дать человеку ни государственная служба, ни  высший свет, воплотилась в творчестве поэта Е.А. Боратынского, уроженца Тамбовского края. В одном из его стихотворений «Родина» усадьба, как у Пушкина и Карамзина, рисуется при помощи образа дома («священного крова») и сада («дубрав мирных»), которые являются сосредоточием истинного счастья:

Я возвращуся к вам, поля моих отцов,
Дубравы мирные, священный сердцу кров!
Я возвращуся к вам, домашние иконы!
Пускай другие чтут приличия законы;
Пускай другие чтут ревнивый суд невежд;
Свободный, наконец, от суетных надежд,
От беспокойных снов, от ветреных желаний,
Испив безвременно всю чашу испытаний,
Не призрак счастия, но счастье нужно мне,
Усталый труженик, спешу к родной стране
Заснуть желанным сном под кровлею родимой.
О дом отеческий! О край всегда любимый…

Д.А. Белюкин. Евгений Онегин

Расцвет русской усадьбы начался в конце XVIII века с издания манифеста Петра III «О вольности дворянства» (1762) и последовавшими за ним реформами. Он отменил порку дворян, разрешил им беспрепятственно выезжать за границу, но самое главное – предоставил право уходить в отставку, покидая столицу, и поселяться в своих имениях. С тех пор образ жизни многих представителей дворянства, в противовес карьере, стал воплощением личной свободы и творчества, а усадьба превратилась в творческий центр – «домашнюю академию наук и художеств». В ней начали создаваться памятники архитектуры, оркестры и театры, собираться художественные коллекции, библиотеки и архивы, строиться больницы, церкви и школы. Не случайно именно в мире усадьбы появились стихи Пушкина и Боратынского, музыка Рахманинова, исторические исследования Карамзина, записки Болотова.

Д.А. Белюкин. Евгений Онегин

Блестящая усадебная жизнь была недолгой. Уже в начале XIX столетия, когда строительство в ней достигло наибольшего размаха и расцвета, начался упадок дворянского сословия, а с ним и процесс постепенного угасания усадеб.
Как основной сюжет романа «Евгений Онегин» завершился отъездом главных действующих лиц из деревни, так и сам усадебный мир постепенно пришел к своему закату, а после 1917 года навсегда канул в Лету. О том, что «тления незыблемый закон» неподвластен человеку, прекрасно понимали помещики поры «золотого детства» усадьбы. Тогда еще не было повода для печали, однако тема утраты и прощания уже звучала. К примеру, Державин пророчествовал:

                                               Разрушится сей дом, засохнет бор и сад,
                                               Не воспомянется нигде и имя Званки.

Д.А. Белюкин. Евгений Онегин

Сегодня мы не можем в полной мере прикоснуться к усадебной жизни конца XVIII – начала XX века. Редкие музеи, разместившиеся в чудом сохранившихся дворянских гнездах, доносят до нас отдаленный отзвук той эпохи. Да и музеев этих становится все меньше. Но, несмотря на то, что культура дворянской усадьбы навсегда ушла в небытие, многие ее черты сохраняются в характере русских интеллигентов: прекраснодушие, желание жить мечтой, поиск уединения в природе для созерцания и творчества.

Д.А. Белюкин. Евгений Онегин

Д.А. Белюкин. Евгений Онегин

Д.А. Белюкин. Евгений Онегин

Д.А. Белюкин. Евгений Онегин

Д.А. Белюкин. Евгений Онегин
Tags: усадьбы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments