Дмитрий Бородин. Путешественник (pohod_vosemvrat) wrote in russkaya_usadba,
Дмитрий Бородин. Путешественник
pohod_vosemvrat
russkaya_usadba

Categories:

Окрестности Боровичей. Соленое озеро в Волгино и усадьба Гверстянка

Приехав в Боровичи, мы первым делом отправились за пределы этого города, чтоб сначала осмотреть окрестности, и только потом уже вернуться погулять в сам город. И в этой статье я расскажу о двух достопримечательностях рядом с Боровичами- деревне Волгино, возле которой мы побывали на знаменитом местном "соленом" озере, которое еще называют "голубой лагуной", а также о Гверстянке, где полюбовались на старинную усадьбу, и на красивый подвесной мост.



Но сначала уделим внимание старинному вокзалу в Боровичах, куда прибыл наш поезд.  Водонапорная башня, у которой остановился тепловоз - тоже старинная. Это обязательный элемент всех старых железных дорог, потому что паровозы, которые использовались еще полвека назад, требовали обязательной заправки водой.



В Боровичах сохранилось старинное деревянное здание вокзала, очень красивое и необычное. Построено оно в 1876 году



История появления железной дороги в Боровичах позволяет многое нам понять о той эпохе. Строили ее в 1870-е годы, пристраивая боковую ветку к уже существовашей железной дороге Петербург - Москва. Инициатором строительства стал купец по фамилии Суздальцев. До тех пор основным способом перевозки грузов была перевозка их на кораблях по реке Мсте, которую через канал в Вышнем Волочке соединили с бассейном реки Волги и Каспийским морем. Постройка железной дороги обещала упростить и удешевить перевозки грузов. Итак, железная дорога появилась как проект частного капитала. Как и многие другие железные дороги в России. Все это было возможным потому, что в  Российской Империи существовала прослойка предпринимателей, у которых были и деньги, и желание эти деньги вкладывать внутри страны. Именно это было мотором развития и освоения пространств нашей Родины.



Дорога не принесла ожидаемой прибыли купцу, накопились долги, и он вынужден был просить государство забрать дорогу себе, что в итоге и произошло. По железной дороге возили в Боровичи хлеб,  а из Боровичей вывозили добываемую здесь огнеупорную глину и кирпичи. (Подробнее прочитать про историю дороги можно здесь: https://regionavtica.ru/articles/iz_istorii_borovichskoj_jeleznoj_dorogi.html)



Когда-то такими же были многие вокзалы на территории Петербурга, но со временем их перестроили, превратив в каменные. А в Боровичах вокзал остался таким же, каким и был. И это здорово - он несет в себе очарование той эпохи.



Вокзалом мы так и не воспользовались - билеты продают все равно прямо в поезде. А еще у вокзала на удивление пустынно - нет таксистов, нет магазинов,  вокзал всеми забыт. Пассажиры тут бывают только по выходным, они приезжают и уезжают раз в день... Когда-то поезда сюда ходили намного чаще, потом их и вовсе отменили, и лишь недавно вернули поезд, состоящий из одного вагончика. Но и это хорошо.



Наша команда на фоне старинного вокзала



Ну что же, а теперь нас ждет "Голубая Лагуна" возле деревни Волгино. Она же "новгородские мальдивы " или "соленое озеро". Под такими названиями можно встретить рассказы о ней в интернете.

Прибыв в Боровичи, мы впервые за время наших путешествий попробовали решить непростую задачу - быстро перекинуть группу от вокзала в деревню Волгино, используя для этого такси. А было нас 28 человек. По времени вышло дольше, чем планировали,так как местные водители "Яндекс-Такси" в половине случаев почему-то скидывали наши заказы (Они что, на полном серьезе ждут что-то более выгодное здесь? Поток богатых клиентов с большими по цене заказами? Ну пусть далььше ждут). И все же, потеряв на вызовах примерно полчаса,  с помощью 7 машин мы перенеслись в деревню, откуда отправились пешком по грунтовке к популярной новгородской достопримечательности. (Если захотите повторить этот способ, то сообщу вам еще, что стоил проезд в такси 180р, а время в пути было около 15 минут)



Искусственное озеро, которое чем-то напоминает наши озера в Донцо и Лопухинке, оказалось крайне необычным. Во-первых, оно образовалось не в углублении, как часто бывает в карьерах, а на возвышении - на горе из породы, добытой в когда-то существовавших здесь шахтах. Такого мы не видели еще никогда. Раз вода заполнила холм, значит она вышла под давлением снизу, поэтому вероятно объяснение, что озеро не бывший карьер, как иногда пишут, а бывшая шахта, которая была добурена до артезианских источников.



Во-вторых, вода вовсе не соленая, а кислая, напоминает чем-то щавелевый суп, или чай с лимоном. Цвет в пасмурную погоду не был голубым, он был изумрудным, это явление хорошо знакомо нам по карьерам и озерам Ленинградской области, где цвет тоже зависит от освещения



Вот тут цвет очень напоминает искусственные радоновые озера в Лопухинке . Эту популярную достопримечательность Ленинградской области знают многие, и я писал о ней  в своем блоге в январе этого года - пролистайте, если интересует



В интернете пишут, что купаться тяжело, потому что ноги вязнут в глине. Мы заходили в самом глубоком месте, и могу сказать, что вязнут не особо сильно - только первые шаги, и только сантиметров на десять уходишь. Потом вода вес тела уже облегчает, и грунт тоже становится плотнее, и уже ноги нормально стоят на дне. Кстати, глина ли под ногами - тоже большой вопрос. По моим наблюдениям, там смесь двух веществ - черного, которое действительно похоже на глину, и белого, похожего на песочек



Не понимающие суть явления люди везде пытаются приписывать озерам разные диковинные свойства, которые должны были бы объяснить изумрудный или бирюзовый цвет воды. Раньше постоянно писали про радон в озерах, и "радоновыми" внезапно становились десятки озер и прудов Северо-Запада. Последние годы модно стало объяснять цвет воды наличием голубой глины, и подобный бред я уже читал про половину карьеров и озер Ленинградской области, пишут такое и про данное озерцо. Ни радон, ни глина не имеют к цвету воды никакого отношения. Зеленый цвет воды - это просто естественный цвет чистой прозрачной воды, где свет ничем не поглощается.

На этом фото видны остатки мостков, с которых можно было нырять. Столбы остались, настил из досок загадочно исчез. Не иначе, как ушел на приготовление чьих-то шашлыков...



Озерцо небольшое, обойти его по кругу можно за несколько минут. Если б здесь было много отдыхающих, то разместиться тут было бы всем сложно. К счастью, несмотря на свою популярность в интернете, в реальной жизни озеро людьми не забито. При нас в теплый летний день тут не было ни одной компании. Интернет-пользователи активно любят рассказывать друг другу о красивых местах, но очень редко туда действительно доезжают.



Отправляюсь плавать в озеро. Вода действительно прозрачная и чистая.  И приятная. Местные расскажут вам и про радиацию здесь,и про кислоту, которая вредна коже, но могу уверить вас на своем опыте - коже вода весьма комфортна



Половина группы искупалась, насладившись прозрачной красивой водой. Остальные любовались с берега. Кстати, вода здесь теплая, холодных ключей нет.



От Волгино мы отправились пешком в сторону следующей нашей цели - усадьбы в деревне Гверстянке. Нам предстояло пройти 3 километра по дороге, но проехал автобус, который остановился на наше махание рукой. И подбросил группу до следующей остановки, причем водитель был готов ждать несколько минут, пока все отставшие участники дошли до него. Вот это мне нравится, а то у нас часто проезжают мимо. Благодаря автобусу, мы выиграли полчаса времени.

Но сначала идем не в усадьбу, а полюбоваться на подвесной мост через реку Мсту



А мост-то длинный!


В этих краях подвесных мостов очень много. Мы за день увидели два, а неподалеку были еще два, до которых не дошли. И дальше по реке еще как минимум парочка. Это самый дешевый и простой способ сделать переправу, поэтому подвесные мосты появляются везде, где есть более-менее высокие берега. Для местных это экономично и рационально, а для нас, петербуржцев, это еще необычно и красиво, поэтому с удовольствием идем гулять по мосту.



Как и положено подвесным мостам, он изрядно раскачивается, что добавляет острых ощущений. И еще мост очень гармонично вписывается в местный сельский пейзаж!



С моста открываются красивые виды на реку Мсту, которые я не могу пропустить, поэтому делаю несколько снимков



Изображение немного туманно, но вовсе не по вине объектива. Пасмурная погода стала сменяться жаркой и солнечной, утренняя температура +15 быстро выросла до +24, и поэтому над рекой активно образовывался водяной пар



Мста большая, широкая, поэтому и мосты подвесные тут такие длинные



Деревенский берег реки. Красота!



Полюбовались от души, теперь идем к усадьбе Гверстянке, которая прячется у дороги в зарослях



Сейчас ее отремонтировали. А в 2016 году, когда мы впервые сюда приехали, она была такой.



За восстановление усадьбы взялся местный комбинат, производящий огнеупорные материалы.



Замок в готическом стиле, который был очень модным в 19 веке, выстроил здесь действительный статский советник Сергей Петрович  Неклюдов. Произошло это где-то в середине 19 века. Тогда по стране появлялось очень много похожих построек



Неклюдов происходил из старинного дворянского рода, среди представителей которого были и основатель Хутынского монастыря, и новгородский посадник (избранный глава государства), и много выдающихся воинов.



Связь с местным комбинатом угнеупоров не случайна. Дело в том, что в 1905 году усадьбу продали владельцу боровичских керамических заводов Константину Вахтеру. Это предприятие сейчас и называется комбинатом огнеупоров, оно дожило до наших дней, что случается не так часто. И усадьба, связавшая свою судьбу с заводом в результате той сделки, до сих пор так с ним и составляет единое целое. Вот ведь интересно - за 115 лет были и революция, и Гражданская война,  и Великая Отечественная, и распад СССР, столько всего разрушилось и распалось, а тут - словно время застыло...



Эта усадьба, как и вокзал в Боровичах, напоминает о расцвете, который был в этих местах во времена Российской империи...



От усадьбы сохранился не только господский дом. Идем смотреть остальные постройки. Вот каменный старинный дом. Скорее всего, это был дом для прислуги.



Он до сих пор обитаем



Вид с другой стороны



Один из жителей усадьбы.



Старинная сельскохозяйственная постройка усадьбы. Вероятно, тут была конюшня. В советское время к ней прилепили серп и молот со зведой, только почему-то все это перевернуто. Довольно символично - советская власть и правда перевернула всю жизнь.



Неплохо живут государственные чиновники, раз могут строить себе такие усадьбы. Что при царе-батюшке, что при Путине...



Здесь в кадр попали сразу три усадебных постройки. И телефонная будка.



Рядом старая покосившаяся изба.


Чуть дальше - еще одно старинное каменное здание усадьбы. А к нему пристроили позже что-то деревянное.



Выглядит деревянная пристройка весьма некрасиво. Скорее всего, это добавили уже в 1920-е годы, тогда был популярен такой архитектурный элемент.



И на стене одной из построек почему-то висит Владимир Ильич Ленин, причем сразу в двух экземплярах.



Ну что ж, а нам пора в путь, чтоб увидеть еще немало интересного за  оставшиеся часы... Но об этом - в следующий раз!



--------------------
Если вам понравился материал в моем блог, то можете отблагодарить немного, перечислив немного денег на шоколадку моему сыну. Киньте небольшую сумму на мой телефон +7-981-8345749, это будет мне знаком, что моя заметка пригодилась людям!)
----------------------------------------
Страница нашего туристического клуба "Восемь Врат" в Петербурге: https://vk.com/club17791063


Subscribe

Recent Posts from This Community

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments