Михаил Коробко (lugerovski) wrote in russkaya_usadba,
Михаил Коробко
lugerovski
russkaya_usadba

НЕПАРАДНОЕ КУСКОВО


Мы не всегда задумываемся, как функционально были устроены здания, ныне являющиеся памятниками архитектуры. Как правило, подавляющие большинство объектов уже давно не используется по первоначальному назначению. По этому даже в музеях сложно представить как когда в этих помещениях реально жили люди, которых судьба наделила богатством, умом, порядочностью и добротой, где и как они принимали многочисленных гостей, где готовили еду, как отапливали здание в холода, почему почти не было видно большую челядь и др. И чем старшее здание, тем менее ясен и отчетлив образ жизни, которая когда то текла в нем…
Музей-усадьба Кусково – объект действительно уникальный и своеобразный, в нем слились в одно целое два комплекса высочайшего художественного уровня: в старинных стенах шереметевской усадьбы нашел приют единственный в России специализированный музей керамики, переведенный сюда еще в 1932 г. Он был создан в 1919 г. на основе крупнейшего в Москве собрания русского фарфора известного коллекционера Алексея Викуловича Морозова и размещался в его особняке во Введенском переулке.
Главный дом усадьбы Кусково - памятник архитектуры, внесенный в «Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения», является единственным в России зданием, построенным в 1769-1775 гг. по проекту «бессмертного» архитектора Шарля де Вайи («бессмертными» называли членов французской академии), автора парижского театра Одеон. Француз де Вайи был учителем гениального Василия Баженова, создавшего знаменитое Царицыно. И хотя табличка в одном из залов по традиции сообщает, что дом выстроен «в стиле раннего русского классицизма», это рецидив эпохи «СССР – родина слонов». Русскими были только мастера, реализовывавшие проект де Вайи. Руководил строительными работами московский архитектор Карл Бланк, не исключено участие в них еще одного известного зодчего Саввы Чевакинского.
При владельцах Кусково графах Шереметевых дом - дворец, деревянный на каменном фундаменте называли «Большой дом». Он действительно большой, это самое крупное сооружение усадьбы. Дворец своим главным фасадом с выступающим портиком и пандусами подъезда обращен в сторону пруда, который изнутри него воспринимается как протяженная река. Противоположный, парковый, фасад обращен к партеру, обильно украшенному скульптурой и замыкающемуся зданием оранжереи. Дом полностью сохранил архитектурно-пространственное решение, подлинные элементы интерьеров досчатые и паркетные полы, печи и камины, декоративную живопись, резьбу по дереву, и лепнину из папье-маше, зеркала и осветительные приборы. Вместе с тем интерьеры дома, в значительной степени получившие современный вид в результате реставрации 1976-1983 гг., не являются мемориальными, т.е. их задачей является воссоздание блистательной эпохи екатерининского царствования, а не точного воспроизведения жизни Шереметевых. Поэтому не все в нем предлагается вниманию посетителей, которым обычно кажется, что дом состоит из одних парадных помещений. Однако и непарадные части здания и других, связанных с ним построек достаточно интересны и могли бы стать темой специальных экскурсий… Ее мы и сделали. Полностью здесь (осторожно, траффик):
http://lugerovski.livejournal.com/220542.html
Subscribe
Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments